После высказывания президента на тему школьного питания многие взялись за подсчет, во сколько это обойдется федеральному, региональному и местному бюджетам. Но интересны не столько сами цифры, сколько ответ на вопрос: хватит ли у регионов средств на то, чтобы обеспечить бесплатное школьное питание и не будут ли расти и так непомерные долги регионов перед комбинатами питания?
С чем столкнется государство
В первую очередь, трудности коснутся финансирования. Сегодня стоимость питания в каждом регионе разная и зависит от цены закупаемых продуктов и среднего дохода населения города. Пока не совсем понятно, как и по какой цене рациона деньги будут поступать из федерального бюджета в региональный и муниципальный. Более того, бюджет на 2020 год был сформирован еще в конце сентября - задолго до послания президента к Федеральному собранию. Конечно, идея сделать школьное питание бесплатным обсуждается уже достаточно длительное время, но на момент принятия бюджета она звучала лишь как проект, но не призыв к действию. Это значит, что в федеральный бюджет средства на школьное питание не заложены, а переформировывать бюджет государства - трудоемкая и небыстрая работа.
Также нельзя забывать и про многочисленные льготные категории, которые позволяют детям получать питание бесплатно или по меньшей цене. Средства на льготников при формировании бюджета учитывались, однако их однозначно не хватит на то, чтобы покрыть ту сумму, которая необходима для обеспечения всех младшеклассников горячим питанием. При всем желании государства исключить мошенничество со стороны школ и комбинатов, это сделать будет трудно. Не будут ли сотрудники на местах отчитываться о том, что 100% младшеклассников всегда едят? Даже сегодня, когда бесплатным питанием кормят только 20% детей, эти механизмы используют довольно часто. Здесь возникает первая серьезная задача – необходимо обеспечить высокое качество учета бюджетных средств.
С другой стороны можно прогнозировать проблемы с школьной инфраструктурой. Многим учебным заведениям придется в срочном порядке расширять столовые или закупать недостающее оборудование. Бесплатное горячее питание привлечет тех детей, которые раньше не ели в школе по какой-либо причине, но далеко не во все школьные столовые смогут накормить пятьсот, триста или даже двести детей в день. Учреждения, которые не работают с комбинатами питания и самостоятельно обеспечивают детей завтраками и обедами не смогут приготовить еды для возросшего количества детей. Для решения этой задачи школам придется обновлять пищевой блок: увеличивать площадь и обновлять оборудование.
Конкретные цифры
По нашим оценкам в один учебный день государство будет тратить около 250 млн рублей на питание школьников младших классов. По словам президента, горячее питание не ляжет целиком и полностью на плечи регионов, большая часть средств будет субсидирована из Федерального бюджета. По нашим данным, государство собирается профинансировать от 60% до 80% стоимости рационов в зависимости от благосостояния региона.
За десять лет работы со школами и комбинатами питания компания “Аксиома” наработала определенную информационную базу, которая позволяет нам оперировать конкретными цифрами в некоторых регионах. Например, по нашим подсчетам, за первые четыре месяца нового учебного года (с сентября по декабрь включительно) Республика Башкортостан потратит на питание младшеклассников более 990 тысяч рублей. Нижегородской области за этот же период школьное питание обойдется чуть меньше 700 тысяч рублей. Пусть государственные дотации и составляют большую часть этой суммы, но и они едва ли ощутимо облегчат жизнь многих, не самых зажиточных, регионов.
Предложение президента о введении бесплатного горячего питания - действительно здравое и взвешенное, однако есть вероятность нецелевого использования половины средств. Это может привести, с одной стороны к увеличению затрат со стороны государства, с другой, к увеличению долга перед комбинатом питания и ухудшению качества продуктов.
Как инициатива президента отразится на качестве питания?
По данным ПЦ “Аксиома” средняя стоимость завтрака в российских школах без учета Москвы 45 рублей, а питаются около 65% младшеклассников. Причем в старших классах этот процент уже меньше, так как многие дети горячему питанию предпочитают буфетную продукцию. Чуть больше шестидесяти процентов - это где-то две трети от общего количества младшеклассников в стране. Оставшаяся одна треть предпочитает не покупать в школе горячее питание по двум причинам: качество предлагаемых блюд и элементарная возможность поесть дома. Со второй причиной все понятно: дети завтракают и обедают дома, а для поддержания работоспособности мозга им достаточно сладкого перекуса. А вот проблема качества вызывает вопросы.
Конечно, школьное питание находится под строгим контролем у специалистов: делаются контрольные проверки, замеры, многие комбинаты питания устраивают дегустации для родителей. Однако все еще остаются школы, в которых можно встретить несвежие продукты, котлеты “из хлеба” или дешевую продукцию низкого качества. Мы можем предположить, что контроль качества со стороны государства усилится, если ежегодно будет выделяться несколько десятков миллиардов рублей. Главное, чтобы возможные растраты не стали причиной больших задолженностей и ухудшения качества рационов.
Отраслевые вопросы
Перебои с финансированием из местного или регионального бюджета могут сказаться на работе комбинатов школьного питания. На сегодняшний день многие КШП кормят детей в долг. Местные органы самоуправления не всегда в состоянии оперативно перечислять средства на питание льготной категории граждан, в результате чего образуется двух-четырех месячная задолженность. Учитывая, что сегодня доля льготников около 20%, КШП в состоянии выкручиваться в поиске оборотных средств. Увеличение доли выручки из бюджетных источников в такой ситуации может стать серьезной проблемой, которая обернется снижением качества продуктов и общего благосостояния отрасли. Многие регионы уже ищут способы ускорения проведения платежей за школьное питание из госбюджета, а некоторые, например Нижегородская область, уже нашли. Там вопрос с задержками платежей решили нетривиальным путем: меры социальной поддержки адресно зачисляются на счета родителей в банке, откуда деньги уже поступают на счета комбинатов питания. Это позволяет ощутимо снизить сроки поступления денег на счета комбинатов.
Другая проблема, с которой может столкнуться отрасль - конкуренция. Планируемое увеличение оборота за счет государственных денег уже обращает на себя внимание федеральных игроков рынка общественного и корпоративного питания. Действующим участникам рынка осталось немного времени, чтобы подумать над защитой своего бизнеса. Торги этим летом предстоят самые жаркие в истории. Кстати, крупные игроки придут со своими поставщиками продуктов питания, а это риск для местных сельхозпроизводителей, которые часто обеспечивают школы продуктами.
Социальная сторона вопроса
Сегодня во многих регионах России наблюдается нездоровая тенденция к разделению столов льготной и финансируемой из родительского бюджета категории. Все больше родителей замечают, что льготники, получают низкокачественные и, как правило, невкусные продукты. Зачастую они не получают фрукты или сладкое к завтраку, и само основное блюдо отличается от тех, которыми питаются остальные дети. На фоне такой разницы ребенок может почувствовать себя неполноценным или ущемленным. Переход на бесплатное горячее питание решит проблему разницы столов, теперь все будут питаться одинаково. Остается лишь вопрос: одинаково хорошо или одинаково плохо? Также исчезновение льготной категории питания практически полностью исключит возможности мошенничества со стороны школ, однако может развязать руки комбинатам питания.
Кроме уравнивания столов есть и еще один весомый плюс. Выше мы приводили статистику по регионам, сколько государство должно будет потратить на горячее питание. А теперь представим, что сейчас все эти непомерные суммы ложатся на плечи родителей. Нетрудно посчитать: один завтрак в Нижегородской области стоит около 60 рублей, обед - около 70, соответственно, в день выходит 130 рублей. Сумма на неделю – 650 рублей, на месяц - более трех тысяч. Для многих семей это достаточно серьезные деньги, которые теперь могут остаться в семейном бюджете.
Негативные последствия такой реформы могут проявить себя в низком качестве предоставляемого питания, что напрямую скажется на здоровье и внимательности детей. В некоторых школах уже продумывают тему «усиленных завтраков», когда родители добровольно будут доплачивать, чтобы их дети питались лучше и больше. Кроме того, в школах вырастет спрос на пирожки, сладости, соки и т.д.